ЧАСТЬ III — ИСТОРИЯ ТРОЕПЕРСТНОГО КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ

reform NikonaIII часть продолжение «истории троеперстного крестного знамения»
В IX веке единоперстие постепенно стало сменяться на двуперстие, что было широко распространенно на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появились монофизиты со своим учением, осенять себя единым перстом что символизировало и выражало их учение о единой природе во Христе, тогда  православные, вопреки монофизитскому учению, стали употреблять двоеперстие, с символикой о двух природах во Христе. Так и вышло, что монофизиты и православные отличались внешними знаками, осенением себя крестом. Тем самым Церковь вложила глубокие вероучение истины во внешние формы богопочитания.

Так вот, почему греки древнее первохристианское единоперстие в крестном знамении сменили у себя двуперстием, уже понятно. С появлением ереси монофизитов, которая употребила ранее уже устоявшейся формой едино – перстоложения – и вели пропаганду своего учения, поскольку они видели в единоперстии символику о единой природе во Христе. Тогда же православные, дабы настоять на истинном учении самого Христа, вопреки ереси монофизитов, стали употреблять в крестном знамении двуперстие, как символическое значение о двух природах во Христе.

Из-за постоянной борьбы, и соседским жительством с еретиками монофизитами, становится ясно почему двуперстие так долго держалось в Константинопольской Церкви, а позже между сирийскими православными христианами. И становится ясно, почему троеперстие стало естественной формой перстоложения, для христианина, и сделалась в Греческой Церкви господствующим обычаем, только тогда, когда уже окончательно прекратилась борьба с монофизитством.  Тут же и видна причина и того, почему в Западной Церкви, которые не соприкасались с монофизитством, троеперстное знамение встречается ранее, чем у греков.

У Греков двуперстие продолжалось более 400 лет, они переменили, наконец, у себя двуперстие на троеперстие. И причина была вовсе не в том, чтобы двуеперстие или единоперстие было, признано неправильным или не православным. Дело в том, что единоперстием было у еретиков –монофизитов, которые связали свое учение и склоняли православных к этому учению, поэтому и стало, что единоперстие стало символом монофизитства, а двуперстие – православия.

А позже греки отказались и от двуперстия, только не потому, что оно сделалось само по себе не православным, а все из-за того, что на смену еретиков-монофизитов, пришло другое еретическое учение – reforma Nikonaнесторианство. Несториане всегда строго соблюдали, и придерживались двуперстия, так как они соединили свое учение еретическое, о соединении во Христе двух природ. В двуперстии они видели символику и подтверждение своего еретического учения.  Это и стало причиной к тому, что Константинопольская Церковь сменила у себя двуперстие на троеперстие, которое выражало главный и основной догмат христианства – учение о Святой Троице.  Перемена у греков двуперстия на троеперстие произошла в конце XII века и продолжалась до конца XIII, и сделалось у них наконец господствующим.

Русские, а раньше еще и другие православные славяне, приняли христианство от греков в то время, такие как оно было в Константинопольской Церкви  двуперстие в крестном знамении, тогда признавалось единственно правильным. Русским было передано, от церковных иерархов из Константинополя, весь греческий церковный обряд  и чин. Ну и поскольку для греков было обязательным и правильным двуперстие, то совершенно естественно, и русских они научили осенять двуперстием. Вот как и появилось на Руси двуперстие знамение. Уже при Никоне, спустя столетия, греки вновь пришли на Русь, с новшествами принеся «справу» древних книг и церковных установлений, в том числе и образа перстоложения. Православные греки, желая внести изменения во внешнюю форму своего богопочитания, начали себя осенять тремя перстами, тем самым подчеркивая свое учение, и тем самым исповедуя Пресвятую Троицу.
На Руси в XVII веке, во время реформ патриарха Никона было введено троеперстное знамение.

Вот так вкратце о значении перстоложения и его изменения и развития на протяжении всей истории Церкви.    «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, — писал он. – Вы должны делать это с верой». Иоанн Златоуст.

One thought on “ЧАСТЬ III — ИСТОРИЯ ТРОЕПЕРСТНОГО КРЕСТНОГО ЗНАМЕНИЯ

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s